История возникновения квадроциклов

Езда на мотоцикле всегда считалась уделом тех, кто не боится на двух колесах вести опасную игру с силой тяжести. До тех пор, пока один хитроумный японец не додумался “поставить” мотоцикл на четыре колеса. Так появились ATV — All Terrain Vehicle, что в переводе с английского означает “транспортное средство для езды по бездорожью”. Удивительное создание – квадроцикл, объединило в себе лучшие черты “джипа”, мотоцикла и… трактора. Для этой техники самое интересное начинается там, где кончается асфальт. Ее стихия — песок, грязь, болото, лесная чаща — местность, где мотоциклу, не говоря уже о внедорожнике, делать нечего. Только на квадроцикле можно по-настоящему познать “абсолютное бездорожье”. Хотите попробовать?

Откуда родом

Совместить, казалось бы, несовместимое удалось японским конструкторам чуть более двух десятков лет назад, когда в обиходе появился термин “квадроцикл”. Родоначальником современных вездеходов является японская фирма Honda. Еще в далеких 70-х годах компания выпустила на американский рынок трехколесную модель US90, названную АТС (All Terrain Cycles — в переводе с английского “вездеходные мотоциклы”). Отличительной особенностью этого аппарата были огромные колеса с мощными грунтозацепами. Фирма рекламировала его как помощника для фермеров. Однако основательные янки предпочитали для работы более серьезную технику. Сбыт US90 до середины 70-х шел вяло, пока на модель не обратили внимания “денежные мешки” из процветающей Калифорнии. Оказалось, что на песчаных пляжах такой аппарат — фантастически забавное средство передвижения. Увлечение быстро переросло в моду, и уже в 1980 году подобная трехколесная техника была в производственных программах большой японской “четверки”. Позже к ней присоединились американские Polaris и Arctic Cat. И лишь в 1982 году фирма Sudzuki решила добавить трициклу одно колесо, создав четырехколесную модель LT-125.

Анатомия “зверя”

С годами сложился общий стиль и единая концепция конструирования квадроциклов. Задняя подвеска пружинная, передняя — типа “МакФерсон”. В подвеску включен стабилизатор, надежно удерживающий машину от опрокидывания на бездорожье. Все квадроциклы отличаются большим дорожным просветом — 245-285 мм и мощной защитой картера и механизмов трансмиссии. Отличительной особенностью этой техники являются шины низкого давления (0,2-0,4 атм, т.е. в 5-10 раз меньше, чем в обычном колесе), благодаря чему улучшается комфортность езды и не наносится вред почве.

Колесная формула подавляющего большинства квадроциклов — “4х4”, однако более простые модели и спортивные машины, предназначенные для относительно хороших трасс, могут иметь только один ведущий мост. С недавних пор в мире четырехколесных мотоциклов объявился свой Голиаф — модель Big Boss-500 с колесной формулой “6х6” от американской компании Polaris. Но и это не предел! У плавающих моделей колесная формула может быть и “8х8”.

“Сердце” машины — это мотоциклетный, как правило, одноцилиндровый двигатель (2- или 4-тактный) объемом 200-600 куб. см. Мощность моторов колеблется от 20 л.с. до 40 л.с. при 6000-7000 об/мин. То есть литровая мощность достигает 64-66 л.с.! Такая энерговооруженность в сочетании с мощной подвеской обеспечивает отличные вездеходные качества. Кстати, охлаждение “квадриков” — жидкостное, что для внедорожного мотоцикла весьма актуально.

Конструктивная особенность подавляющей массы квадроциклов — автоматическая трансмиссия с клиноременной передачей и задним ходом. Впрочем, каждая фирма сама определяет тип применяемой трансмиссии. Так, Honda отдает предпочтение карданным передачам, у Yamaha есть машины с цепным и клиноременным приводом. Существуют и гибридные системы, в которых карданные передачи сочетаются с клиноременными или цепными приводами. Расход топлива на квадроциклах измеряется не километражем, а почасово. В среднем, они расходуют 6-7 л/ч. Полного бака хватает на 4-5 часов работы.

Какие бывают

Статистика производителей такова: 36% квадроциклов используются на фермах, 30% — для отдыха (включая спорт), 18% — в качестве рабочих машин, а 13% — для охоты. Таким образом, эти средства передвижения делятся на два основных типа: рабочий (туристический) и спортивный. Первые отличаются утилитарностью — на них можно как производить сельхозработы на даче, так и совершать экстремальные прогулки по окрестностям или просто носиться по льду замерзшего озерка. Вторые предназначены, прежде всего, для любителей повышать уровень адреналина.

Кстати, именно этим — своей “всепогодностью” и универсальностью — квадроциклы выгодно отличаются от другой мототехники, эксплуатация которой имеет выраженный сезонный характер.

“Работяги”. Мотоигрушки для любителей лихо прокатиться по песчаным дюнам или поплюхаться в болотах, квадроциклы, быстро выросли из рамок исключительно развлекательного вида транспорта. Ведь их принципиальное отличие от мотоцикла, помимо большего количества колес, — многофункциональность, обусловленная потрясающей проходимостью. Для фермеров, крестьян и прочих “близких к земле” людей покупка мотовездехода может оказаться чрезвычайно выгодной. Дело в том, что конструкция такого аппарата предусматривает его оснащение разными полезными в загородной жизни устройствами и приспособлениями, а также немалую мощность двигателей и, в большинстве случаев, подключаемый полный привод с понижающей передачей в раздаточной коробке. При помощи квадроцикла летом легко корчевать пни, пахать, грести, мести и трамбовать, а зимой — убирать снег. В общем, эта удивительная техника представляет собой серьезную рабочую силу.

При относительно небольшой собственной массе “хозяйственники” способны перевозить достаточно тяжелые грузы. Для этого они снабжены большими багажниками спереди и сзади, а также кузовами (шестиколесные модели). Так, модель Trail Boss-250 американской фирмы Polaris при собственной массе 203 кг рассчитана на перевозку одного пассажира не тяжелее 75 кг и не более 57 кг груза. Таким образом, общая полезная нагрузка — около 130 кг.

“Рабочие лошадки” не так агрессивно красивы, как “скакуны”, зато более приспособлены к тяжелой работе. Впрочем, как и в спортивных моделях, здесь все продумано до мелочей: электрические узлы надежно защищены от попадания влаги, выхлопная труба поднята и, кроме того, снабжена системой, обеспечивающей работу (непродолжительную) двигателя даже под водой. Застрять такой аппарат почти не может — только утонуть. В общем, незаменимая техника для охотников и других искателей приключений на свою голову.

Но все же их главное назначение — как техники внедорожной и экстремальной — развлекать своего хозяина. Для этой цели в основном и создаются спортивные квадроциклы.

“Спортсмены”. Эта техника достаточно специфична. Поскольку она должна быть легкой и мощной, то в ней используются, как правило, двухтактные двигатели (иногда — двухцилиндровые), заднеприводная компоновка, отсутствует багажник. Еще одна отличительная черта “спортсменов” — длинноходные энергоемкие подвески, выдерживающие движение по пересеченной местности с высокой скоростью и прыжки. Такие “болиды” узнаваемы, прежде всего, по агрессивному дизайну. Предназначены они для участия в спортивных состязаниях на пересеченной местности и способны развивать скорость до 100 км/ч даже на грунтовке. Если ваш “бимер” “сделала” от светофора какая-то каракатица, не удивляйтесь, динамика спортивного квадроцикла вполне сравнима с мотоциклетной.

Водоплавающие и гусеничные. Отдельное направление в мотовездеходной линейке — это плавающие квадроциклы и квадроциклы на гусеничном ходу. Предел мечтаний любого заядлого охотника и рыбака. Именно они дают возможность забраться туда, где, в буквальном смысле, только лапа потенциальной добычи и ступала. Внешность этих машин сурова — с виду они похожи на корыто с колесами. Нет, к ним не прикладывал руку военпром — просто дизайн полностью соответствует назначению. Главным преимуществом этой техники перед “собратьями” является умение плавать.


 

-->

* - оплата в гривне по курсу межбанка в день оплаты